Путешествие к бухте Прончищевой. Часть 2

Итак, 16 августа в восемь часов вечера, сразу после плотного ужина, наша небольшая компания погрузилась в тесное пассажирское отделение Хивуса. Разогнавшись по пологому берегу реки Хатанги вдоль одноименного поселка и подняв тучу пыли и брызг, наше судно на всех «парах» вылетело на водную гладь и почти полетело в сторону Ледовитого океана. Через забрызганные пластиковые окна нашей каюты «радовал» глаз унылый пологий берег с редкими ярами, поросшими кривыми лиственницами, а по курсу расстилалась широкая лента реки, где-то далеко впереди уходящая за горизонт. Под равномерный рев двух моторов уже через пару часов плавания удалось задремать. Сказывались вторые сутки без сна. Полярный день на этой широте еще не закончился, и за ночные часы мы рассчитывали добраться до Хатангского залива, а до конца следующих суток при нашей скорости можно было надеяться достичь горловины самого залива Прончищевой — основной нашей цели. Конечно, если погода будет благоприятной, да и ледовая обстановка позволит. Что касается льдов, то по последним спутниковым данным продолжительные юго-западные ветра далеко отнесли от восточного берега Таймыра ледяные поля моря Лаптевых. Так что мы были полны оптимизма, особенно те, кто особо не вдавался во все эти «мелочи».

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-1.jpg

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-2.jpg

Раннее утро следующего дня, вместе с похолоданием, изморосью и туманом застало нас в одной из проток речной дельты Хатанги на выходе в морской залив. Здесь уже соленая вода и вовсю гуляют приливы и отливы. Бессонная ночь и тяжесть управления судном сказались и на нашем капитане. Заявив, что он просто «отключается» на ходу, Олег выгнал Хивус на песчаный пляж длинной косы, сплошь заваленной плавником, и, растянувшись на сидении рулевого отделения, заснул сном праведника. Рулевой механизм судна не имеет какой-либо гидравлики. Руль поворачивается достаточно туго, и его нужно постоянно подкручивать, чтобы достичь прямолинейного хода, ввиду особенностей судна на воздушной подушке. Так что бессонная ночь и тяжелый физический труд окончательно измотали капитана. Мне же звон в ушах после долгих часов моторного рокота теперь не давал заснуть. Здесь же стало понятно, что до залива Прончищевой быстро мы не доберемся. С вечера вчерашнего дня до сегодняшнего раннего утра мы прошли не более 200 км. Осталось еще около 400.

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-3.jpg

Навигатор показывал, что мы находимся в одной из западных проток реки Хатанги со стороны полуострова Таймыр. Где-то на востоке, на другой стороне Хатанги — устье Попигая. В окрестностях нашей стоянки — обширные отмели, сплошь заваленные плавником, принесенным сюда весенними паводками.

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-4.jpg

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-5.jpg

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-6.jpg

На песчаной косе через каждые 200 — 300 метров попадались сооружения. Это так называемая пасть — орудие лова песцов. На кочке выстраивается коридорчик из вбитых в грунт палок. Внутри коридорчика размещалась приманка для зверька, а сверху навешивалось бревно. Вот эта длинная жердь — это оно. Песец проходил между частоколом коридорчика к приманке, хватал её, и тем самым спускал сторожок — особым образом вырезанный из дерева крючок на веревке. Бревно придавливало в коридорчике песца, и охотник получал целенькую шкурку. Остается только регулярно обходить все пасти, собирать добычу и заново их настораживать. При добыче зверьков из ружья шкурка портится, и потому она менее ценна. Такие пасти встречаются очень часто по всем тундровым территориям, где обитает песец. Только в связи с развитием звероводческих предприятий, где себестоимость продукции гораздо ниже, мода на такую охоту постепенно исчезает. Но арктический климат еще долго будет хранить эти орудия.

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-7.jpg

Когда все отдохнули и перекусили, выяснилось, что главный ходовой двигатель Хивуса не набирает нужных оборотов. Подушка накачивается, а вот кормовой пропеллер не тянет. Чтобы не мешал начавшийся прилив, мы вынуждены вытянуть судно на берег.

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-8.jpg

Несколько часов ковыряния в заграничной технике, консультации по спутниковому телефону с заводом изготовителем, и вот оно счастье — проблема найдена. Двигатели Хивуса не имеют какой-либо защиты от внешних факторов, кроме брезентовой накидки, а потому постоянно находятся в облаке вздымаемой пропеллерами воды. Когда она пресная — еще ничего. Но тут заморская техника попала в атмосферу соленых вод моря Лаптевых. Короче — отсырела в естественном электролите одна из катушек системы зажигания двигателя. О чудо, у предусмотрительного капитана — есть запас.

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-9.jpg

Костер в бочке — прекрасная вещь. Пронизывающий ветер его не затушит. Греться можно долго, благо с дровами проблем нет. После прокаливания железная бочка быстро разрушится. Противопожарные опять же свойства… Костер среди плавника едва не раздуло на всю отмель. Плавник только сверху сырой, но большая часть его — смолистая лиственница.

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-10.jpg

И вот катушка успешно заменена, двигатель набрал нужные обороты и … отлетел крепеж механического управления закрылками. Он был просто приварен на заводе к дюралевой раме пропеллера. Судно стало неуправляемым. Ерунда! Есть пилка по металлу, шуруповерт, болты и разный металлический хлам, ждущий своего звездного часа… Еще пара часов, и рулевой механизм – лучше, чем был… Но хуже, чем хотелось бы. Определенные опасения остались.

Конечно, больно за потерянное время, но ничего не поделаешь… Какие еще сюрпризы можно ждать от, казалось бы, надежного судна. Оно прошло почти весь Енисей, пересекло полуостров Таймыр. Кто может в нем сомневаться. Капитан невозмутим. У нас все получится.

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-12.jpg

Еще 200 километров побережья уже Хатангского залива преодолели без приключений. В устье речки Новой зашли в гости к долганской семье, занятой здесь промыслами в летний период. Семья приезжает из поселка Сындасско, что на другой стороне залива в 120 км.

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-13.jpg

Жизнерадостные обитатели становища вышли нам на встречу. На яру стояли снегоходы, станок используется и зимой. Пирамида из плавника — запас дров для отопления жилища.

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-14.jpg

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-15.jpg

На берегу рядом со становищем зачален Марс-10 — аналог нашего Хивуса, только серийного выпуска. Марс оказался разбит. Его хозяева во что-то врезались на нем, так что почти отломили носовую часть.

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-16.jpg

И похоже, что не в первый раз…

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-17.jpg

Заготовка рыбы идет полным ходом. Несмотря на дожди, рыба успевает провялиться на ветру.

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-19.jpg

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-20.jpg

Хозяйка становища — долганка Женя со своим питомцем. Питомца многообещающе зовут Шапочка. Он послушно ходит за Женей, охотно питается из бутылочки с неизвестно чем. Официальная версия его присутствия в становище — отбился от стада!

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-21.jpg

Вид становища, конечно, удручает своей убогостью. Но если вспомнить, где оно находится и как сюда добраться, то вполне ничего. Есть печка, электрогенератор, рация, запас топлива, орудия промыслов – всё, что нужно для жизни. На обратном пути обещали угостить нас рыбой… Но не довелось…

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-22.jpg

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-23.jpg

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-24.jpg

Еще полтора десятка километров от устья Новой…

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-25.jpg

…и мы на мысе Осушном. Местные зовут Лопаткой, хотя Лопаткой называется коса. Здесь в нескольких километрах от берега — база экспедиции Роснефти. Геологи ждут зимы, собираются проводить 3D-съёмку недр полуострова, где обнаружены перспективные залежи нефти. Решено посетить базу, воспользоваться возможностью и провести более капитальный ремонт рулевого управления, чтобы этот узел более не вызывал нашего беспокойства. Весьма кстати оказалось, что в окрестностях пасется приличное стадо овцебыков. А овцебык — одна из целей нашей фотоэкспедиции.

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-2-26.jpg

gorshkov-vit-puteshestvie-k-buhte-pronchischevoy-ch-1-1.jpg

Теги:

Комментарии читателей статьи уже опубликованы, напишите свой!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

отыграло
отыграло
в эфире
далее