2015 год: Покорение новых земель

Приехав домой и разобрав вещи, мы поняли, что отвыкли от твёрдой земли, и нас опять тянет в море. Поэтому, собрав все нужные документы, мы начали организацию следующей экспедиции и снова оказались в родном порту.

В последнюю неделю перед выходом мы усиленно подготавливали судно к экспедиции. Большая часть оборудования научных групп была уже загружена на борт. Но еще оставалось закупить провизию и расходные материалы. Особое внимание нужно всегда уделять хранению продуктов питания: большую часть их приходится закупать на все время пути, а это почти три месяца.

В Мурманске все стоит дешевле, чем далее на Север, кроме того, больше выбор и больше запасы. В следующий крупный порт Нарьян-Мар, куда заходит экспедиция, все завозят по морю, и цены там ощутимо выше, да и купить разом килограммов 200-300 мяса может не получиться.

Состав продуктов должен тщательно балансироваться, но консервы, крупы, сахар, муку и соль мы берем с двукратным запасом. В рационе нашей экспедиции были и сухофрукты, и шоколад, и даже 12 видов чая. К овощам требуется особое внимание – они не должны сгнить за 3 месяца, поэтому мы сделали специальные деревянные ящики с вентиляционными отверстиями. Мясо, птицу и масло разместили в морозильниках, скоропортящиеся продукты – в обычных холодильниках. Пару часов ушло только на то, чтобы рационально разложить мороженные куски мяса в прямоугольные объемы холодильных камер. Незаметно общий вес провизии стал приближаться к трем тоннам. При погрузке на корабль участвовали все, включая прибывших фотографов и научных сотрудников ЦМИ МГУ.

Особенно важно было забункеровать «Картеш» топливом и маслом в Мурманске, так как это дешевле. При продвижении на восток цена топлива увеличивается почти в два раза. Но если масла мы могли взять на всю экспедицию, то топливо все равно пришлось доливать еще несколько раз.

За несколько дней перед выходом завезли моторные лодки, которые мы использовали для высадки на берег. Для этой экспедиции они пошли специальное техобслуживание и необходимое дооборудование. Наконец, все приготовления были завершены, и мы сидели и ждали разрешения на выход.

r.jpgshrolshg.jpgzsch.jpgdsch.jpg

В воскресенье 19 июля разрешение на выход было получено, и у нас были буквально считанные часы, чтобы купить все, что еще не куплено, вспомнить обо всем забытом, отправить неотправленные пиcьма и вдоволь поговорить по мобильному телефону — по выходу из Кольского залива связь будет редко пробиваться независимо от оператора. В районе Новой Земли о ней можно даже не вспоминать.

В 22:30 по московскому времени мы начали движение по Кольскому заливу. Выход любого судна из порта – сложный многоступенчатый процесс: помимо всех разрешений от портовых властей, пограничников и военных, для прохода по сложному фарватеру от порта до выхода из Кольского с нами шёл лоцман. Лоцман помогал пройти в узостях, грамотно разойтись с идущими навстречу судами, а также он всегда владел самой оперативной информацией об обстановке в акватории. Панорама Мурманска постепенно удалялась за кормой, мы проходили мимо судов, стоящих на рейде в заливе, и медленно двигались мимо Североморска.

Наконец, мы прошли второе колено Кольского залива, и лоцман был снят специальным катером. Впереди был бескрайний полярный день — ночь теперь не наступит еще несколько недель. Погода была хорошей, справа по курсу остался покрытый туманом остров Кильдин, который мы посещали в ноябре, в прошлой экспедиции. Затем прошли Териберку и Дальние Зеленцы. Отсюда совсем недалеко до первой остановки – в Рынде.

a2.jpga.jpg1440217604_12.jpgya.jpgrg8.jpgosch.jpgo9.jpgng.jpgb.jpgСтановище Рында, известное много веков, сейчас представляет всего несколько ветхих домиков, заселяемых летом на период рыболовного сезона в реке. Старинное кладбище почти растворялось в невысокой траве на роскошном песчаном берегу Баренцева моря.

chv.jpgИменно сюда уже 101 год назад пришел «Святой великомученик Фока» — шхуна с оставшимися в живых участниками экспедиций Седова и Брусилова. Ещё в тот раз, мы хотели отметить это место в честь подвига исследователей, но погодные условия помешали нам выйти на берег. В эту экспедицию мы установили памятный комплекс, состоящий из большого, почти 4-х метрового креста из лиственницы, флагштока с российским флагом и памятной гранитной плиты.

Погода была холодной, ветреной и почти дождливой. Тем не менее, настроение у нас было хорошее, и работа спорилась: мы сняли дерн, чтобы потом аккуратно закрыть почву, выкопали крупнозернистый песок, собрали сам крест и несущую его металлическую конструкцию, которую надо было закопать почти на полтора метра.

y2.jpge4.jpgpr.jpgНаконец подняли крест, общая масса которого приближалась к 300 килограммам. Теперь оставалось собрать флагшток, поднять флаг и установить памятную плиту.

l.jpgchven.jpgУчитывая масштаб работ (а нас было всего шестеро), через пять часов мы закончили монтаж. Ярослав Амелин, Владимир Васькин, Андрей Ермаков, Александр Терехов, Антон Насыров и Глафира Колбасова — все эти люди были участниками этого события.

ak.jpgВремени совсем немного — в Нарьян-Маре нас ждали рабочие группы, и мы быстро собрались, чтобы перейти на Канин Нос.

yk.jpg

Приехав домой и разобрав вещи, мы поняли, что отвыкли от твёрдой земли, и нас опять тянет в море. Поэтому, собрав все нужные документы, мы начали организацию следующей экспедиции и снова оказались в родном порту.

Комментарии читателей статьи уже опубликованы, напишите свой!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

отыграло
отыграло
в эфире
далее