Страна Энтузиастов. Часть II. Якутск

today19.10.2021 11

Background
share close

19 октября 2021 года экспедиция «Страна Энтузиастов» покинула гостеприимный Якутск и перешла с трассы «Колыма» на трассу «Лена». Позади остались 2000 километров самой суровой и непредсказуемой автомобильной дороги страны. Позади остались и самые холодные места России  — Верхоянье и Оймяконская Впадина, где находится официальный Полюс Холода – самая морозная точка на планете, где постоянно живут люди.

И, разумеется, мы не могли проехать мимо, хотя сегодня многие так и делают. Ведь Томтор с метеостанцией и Аэропортом Оймякон находятся на старой Колымской дороге, построенной в 1941-42 годах для вывоза якутского и магаданского золота  — на него покупалось сырье, материалы, вооружение, столь нужные для Победы. А в 1953 году открыли дорогу на Севен, до Усть-Неры, и она стала основным путем на Магадан. Южная, старая дорога, тоже работала до середины 90-х, пока ее совсем не перестали поддерживать. В результате на ней упали мосты, и сегодня путешествие по ней дальше Томтора – еще то приключение на несколько дней, да и то, при наличии больших колес, шноркелей и лебедок.

Мы путешествуем на минивенах без какой-либо специальной подготовки. Единственное исключение — машины полноприводные. Но в этом и наша задача – показывать своим примером, что по России можно путешествовать на том, на чем обычно ездят по городу.  Тем более, что дороги объективно становятся лучше – так же трасса Колыма переживает радикальную реконструкцию и кое-где даже появился новый асфальт — невиданная вещь в этих краях!  Дорогу на Томтор тоже делают – почти везде навели новые мосты и остался всего один мелкий брод. Правда, к нашему приезду вода в нем уже замерзла – в октябре на Оймяконье температура ниже -20. И уже достаточно снега. Впрочем, полный привод подкрепленный зимними нешиповаными шинами Continental Viking Contact 7 позволяют за 2 часа преодолеть извилистые и местами еще кочкастые 150 километров. Благо, снег подзабил мелкие ямы на гравийке и она стала ощутимо ровнее. Для такой дороги наши шины — то, что надо, можно ехать быстро и уверенно.  А вокруг – такая нетронутая красота!

В Томторе сегодня живет около 1000 человек. Это бюджетники, животноводы, работники метеостанции, основанной еще в 1926 году Сергеем Обручевым, мелкие предприниматели. Сюда раз в неделю летает самолет… Аэровокзал давно закрыт – историческое здание, построенное вместе со взлетной полосой для приема, заправки и обслуживания идущих на запад, на фронт, по трассе АлСиб истребителей, бомбардировщиков, транспортников, сегодня разрушается. А ведь это память, которую надо обязательно сохранять – через летное поле Оймякона прошло с Аляски на Запад более 8000 американских самолетов, которые в руках наших летчиков помогли одержать великую Победу. Так что сегодня пассажиры прямо из машин идут на поле в ожидающих их самолет, а дальше – до Якутска. Но, возможно, если заработает туристический проект «Полюс Холода», рейсов станет больше. Здесь ждут туристов. Правда, пока их негде селить, нет ни ресторанов, ни сувенирных магазинов, ни современного этнико-культурного центра. А жаль – ведь туристический потенциал у Томтора, как у Полюса Холода, огромный, побольше, чем у финского Рованиеми, назвавшего себя домом Санта Клауса. Между прочим, первые шаги оймяконцы уже сделали. Бывшую штольню — овоще и мясохранилище – сегодня превратили в волшебную пещеру Чыс Хаана — якутского аналога Деда Мороза. Здесь, среди ледяных фигур, его, разумеется, ледяной трон. Есть и комната релаксации, где под звуки хумуса можно вздремнуть на ледяной кровати, покрытой шкурами.

Но нам спать некогда – нам пора спешить на паром через реку Алдан. Трасса Колыма хоть и федеральная дорога, но пока не круглогодичная. С апреля по июнь и со второй половины октября по середину декабря, ровно как 50, 100, и как почти 400 лет назад, со времен освоения Якутии русскими, огромная ее часть — вся Магаданская область, и Чукотка, оказываются отрезанными от «большой Земли». Как тут не вспомнить популярное здесь выражение – съездить на материк. И пока не будет моста через Алдан, эти люди, наши соотечественники, будут чувствовать себя немного отрезанным ломтем. На Алдане уже начинает вставать лед, но паромы, скребя бортами по растущим льдинам, идут в последние рейсы. Очереди огромны – можно стоять сутки. Частные паромы — под заказ, но плата растет каждый день в два раза. Не успел сегодня за 50 тысяч, завтра рейс пойдет за 100, послезавтра за 200, а там и вовсе – жди пока встанет лед, окрепнет, и откроется официальный зимник…

Якутск пока тоже отрезан от основной автомобильной трассы и железной дороги. Рельсы уже протянуты до Нижнего Бестяха, который стоит на другом берегу реки Лены. В Бестяхе Заканчивается трасса «Колыма» и начинается трасса «Лена». По идее мы могли бы и не заезжать в Якутск, если бы не новый герой нашего проекта, еще один Энтузиаст большой страны, с которым там, на другом берегу назначена встреча.. И мы, подобно всем жителям Якутии, уже уставшим ждать автомобильный и железнодорожный мосты через Лену, снова заезжаем на паром… Кстати, отмечаем, что наконец-то с паромами навели порядок. Неразбериха, хаос, полное отсутствие информации о рейсах, ценах, даже местах посадки, царившие тут десятилетиями прекратились. Организованные очереди, светофоры, шлагбаумы, информационные табло, бегущие строки и… о чудо – оплата картой! Правда, комфорт, организация и работа навигации в суровых условиях неумолимо наступающей зимы стоят денег – 3500 рублей за Vоlkswagen Multivan и 3250 за Peugeot Traveller. Но – все по прейскуранту с подписями, печатями и по чекам.

Итак, мы в Якутске —  300-тысячной столице земли, превышающей по площади Западную Европу. Город в общем-то небольшой, но после совсем диких Колымских гор и долин кажется центром цивилизации!  И действительно, сегодня здесь есть все, что нужно для современной динамичной и полноценной жизни. Но наш герой, Михаил Местников, руководитель туроператора «инЯкутия», инструктор по спортивному туризму, зовет нас снова в самые потаенные уголки Якутии, где, возможно, ступали  до сих пор только его ноги, ну если не брать  местных жителей. В 2012 году Михаил решил использовать свой опыт для открытия новых туристических маршрутов. Получилось, что он по сути открыл новое направление туризма в России – путешествия в абсолютно неизвестные, но поражающие своим великолепием и историей места. Таким образом каждый гость Михаила может почувствовать себя первооткрывателем. Начинал Михаил сам, без какой либо поддержки извне, проходил с друзьями маршруты, описывал их, снимал любительское видео. В первой группе собралось всего 4 человека. Но сарафанное радио сработало, люди поверили Местникову и пошли за совершенно новыми впечатлениями. Сегодня Михаил предлагает уже 20 маршрутов, один из которых —  «Золотые скалы реки Синяя»  стал победителем в главном конкурсе «Маршруты России». Благодаря Местникову и его коллегам, уже сотни людей посмотрели то, что нельзя увидеть даже по телевизору, совершенно по иному взглянули не только на Якутию, но и на всю нашу страну, прочувствовав ее подлинную безграничность. Но самое главное не в этом. Местников своим примером дал новую и очень важную модель организованного туризма в нашей стране, где в большинстве своем отсутствует даже минимальная инфраструктура. Но оказалось, что комфорт — не главное! А главное — дать возможность людям почувствовать себя первооткрывателями, пионерами. Человек после таких путешествий преображается, и многие узнают себя с новой, куда более интересной, глубокой стороны. А умирающие стойбища и маленькие поселки в почти забытых краях получили шанс на выживание. У их жителей появилась новая, пусть пока и небольшая статья доходов, ведь туризм – это услуги, это сувениры, кухня, мастер-классы, погружение в этнику, а значит – работа. Ну а мы желаем Михаилу новых маршрутов, ведь изучать Якутию и помогать это делать другим можно бесконечно.

А мы едем дальше, ведь мы только начали открывать Страну Энтузиастов! Нас ждут Южная Якутия, Амурская область и Забайкалье.

Авторство концепции, маршрута и организация экспедиции принадлежит команде телепродюсера, путешественника и автогонщика Андрея Леонтьева LAV Racing, за плечами которой уже более 50 путешествий и экспедиций по России, включая регионы Арктики и Крайнего Севера и более 500 телепрограмм и документальных фильмов, посвященных теме автомобильных путешествий.

Наша экспедиция едет на серийных автомобилях без какой-либо специальной подготовки и использует те шины и технические жидкости что продаются в магазинах. Наши минивены – в частности Volkswagen Multivan 6.1 даже с полной нагрузкой прекрасно справляются с обледенелыми подъемами и спусками благодаря полному приводу и прекрасно настроенной электронике, помогающей водителю в трудных ситуациях.

Peugeot Traveller 4х4, благодаря своим без преувеличения внедорожным возможностям – полному приводу Dangel и дорожному просвету в 20 сантиметров,  является почти внедорожником, вмещающим 8 человек и позволяющим не обращать внимания на огрехи дорожников и климатические неурядицы. В двигателе и трансмиссии нашего Peugeot трудится масло Cupper – высокотехнологичных российский продукт, основанный на отечественных технологиях снижения трения с использование меди. И мы рады, что наша экспедиция стала своеобразным полигоном для тестирования нового российского продукта и доказательства его высокой эффективности и надежности. Проверка Колымой уже показала, что мы в выборе не ошиблись.

Автор: Искатели

Оценить

Ранее

Страна Энтузиастов. Часть I. Магадан

14 октября 2021 года экспедиция «Страна Энтузиастов» добралась до Усть-Неры – самой северной точки Колымского тракта. Позади уже больше 1000 километров самой необжитой и непредсказуемой федеральной трассы. Позади гравийные участки с острыми камнями, первый снег стеной, первая гололедица. Сколько их еще будет на нашем маршруте? Но наши зимние нешипованные шины Continental Viking Contact 7 прекрасно справляются с этими неприятностями – пока потеряно одно колесо на три машины – для Колымы […]

today16.10.2021 4

Комментарии (0)

Ответить

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательное для заполнения поле отмечено *

0%
отыграло
отыграло
в эфире
далее