Покидая цивилизацию.
Утро встречаем в Новой Чаре. Ещё ночью узнали, что в 7:45 будет нужный нам рабочий поезд в сторону Куанды. Если им не воспользоваться, то либо топать больше 70 километров по железнодорожной насыпи, либо сокращать маршрут горной части, либо начать с песков, а закончить горами и надеяться, что нас подберёт тот же поезд, но в обратную сторону.
Спали на холодных креслах в зале ожидания вокзала, подложив под себя в качестве утеплителя пенки. Проснулись по будильнику на мобильнике Никиты. Поезд уже стоял на одном из путей и представлял собой один старый плацкартный вагон с локомотивом.
Запрыгиваем в поезд. Постепенно подтягивается народ – те, кто обслуживает БАМ. С нами в отсеке пара сорокалетних мужиков, из уст которых вылетает исключительно мат. Они всё время обращают внимание на местное время и на то, что у них сейчас дома ночь. Значит, приезжие. Я до этого думал, что мы поедем исключительно с местными.
Погода пасмурная, приличная дымка. Постепенно отрубаюсь и сквозь дремоту слышу вопрос моим друзьям от мужиков:
– А медведей-то не боитесь, туристы? Не страшно?
Сплю дальше.
Проходит около полутора часов. За это время наш состав проехал 72 километра и остановился на так называемом разъезде Кодар. Он представляет собой два пути, чтобы поезда могли разъехаться, и маленькую станцию, совсем миниатюрную. Впереди – Кодарский тоннель.
Перекидываемся парой слов с машинистами. Те тоже про медведей. Поезд уезжает, а мы остаёмся в одиночестве. Дует сильный ветер, холодно, но зато абсолютно нет гнуса. Никита даёт каждому по сникерсу – наш первый завтрак на маршруте.
Задача на сегодня – найти старую дорогу на рудник геологов и по ней пройти до реки Сюльбан, где встать с палатками.
– Не вижу смысла напрягаться в первый день, когда толком не спали всю ночь – заключает в конце Никита.
Надеваем рюкзаки (мой весит 24,5 кг) и устремляемся за станционный домик по грунтовке. Та быстро заканчивается, начинается лесная тропа, а с ней и царство гнуса. Облачаюсь в накомарник. Через 15 минут хотьбы тропа растворяется, а мы оказываемся у первого брода через ручей Перевальный. Сапоги-болотники есть только у меня; парни решили их не брать. Снимаю трекинговые ботинки и надеваю резиновые изделия. Преодолеваю водную преграду. Из ощущений – небольшое чувство холода в ногах, пока переходишь брод. Выхожу сухим. Ребята попробовали пройти босиком – ноги сразу начинает ломить от холода. Температура воды не больше 6 градусов.
Немного плутаем вдоль ручья и понимаем, что нам назад. Зря мы его переходили. Накрапывает дождь, начинают побаливать плечи.
– А ты что пояс-то не зафиксировал? – обращается ко мне Никита. И действительно, совсем я забыл крепления на поясе затянуть, чтобы разгрузить спину и нагрузить таз с ногами. Исправляю ситуацию.
Переходим обратно через ручей, немного плутаем и обнаруживаем сильно заросшую ж/д насыпь. Она еле заметна в лесу и качеством так себе, но это лучше, чем переть по бурелому. Через несколько сотен метров идти по ней становится крайне сложно – сплошные деревья впереди. Никита поднимается чуть выше и… Выходит на другую насыпь! Без деревьев, ровную, с остатками шпал. Идём дальше по ней.
– Похоже на старый БАМ, – предполагает Никита.
– Когда ещё не было Кодарского тоннеля? Обход горы? – додумываю я.
– Видимо.
Дорога идёт выше и выше; мы, наконец, можем полюбоваться окрестными горами, выплывшими вдалеке как только мы оставили основной лес внизу. Дымка чуть разошлась. Сурово, мрачно, но очень красиво.
Особой атмосферы добавляют остатки железки. В голове встают картинки со строителями БАМа и эпохой СССР. Да. в особые места мы забрались, в очень особые.
Вскоре видим боковую свёртку в болото в нужную нам сторону. Две колеи уходят вниз с насыпи и исчезают где-то за дальними кочками. Сворачиваем. Комаров становится ещё больше; брызгаемся спреем Gardex “от всех”.
Идти по болоту – это лучше, чем по бурелому, так как нет веток и стволов, но хуже, чем по плотной насыпи. Ноги то и дело проваливаются вниз по уровень икры. И сразу же ощущаешь прохладу за пределом сапога. Через полчаса такой ходьбы пытаемся обойти особо крупную топь (у Васи с Никитой сапог-то нет) и заходим не туда. Подустали. Скидываем рюкзаки. Нас тут же облепляют комары, мошка и мокрец. Сверху опять заморосило. Никита даёт заместо обеда каждому по козинаку. Глюкоза быстро усваивается организмом и настроение в момент поднимается. Идём дальше!
Ещё час ходьбы – и мы преодолели болотистую местность, а впереди слева послышались звуки воды. Это река Сюльбан. Она-то нам и нужна! Идём по сухому лесу и видим в двадцати метрах сбоку стоянку на высоком берегу реки. Ура, пришли!
Стоянка очень красивая. С неё открывается широкий вид на речную долину с огромным островом-осерёдком. Я ставлю палатку, Вася собирает дрова, а Никита разжигает костёр и начинает готовить ужин. Поставив наш домик, я хочу помочь Васе с дровами. Перехожу через малое русло реки прямо под лагерем, собираю “сушняк” и иду обратно. Брод как-то не задался. Я подскользнулся и упал в сапогах. Теперь они насквозь мокрые.
На ужин гречка с сайрой, горошком и репчатым луком, плюс чай с печеньками. Ем и параллельно сушу сапоги у костра.
– Близко только не подноси. Резину запросто можно продырявить, – советует мне Никита.
Неожиданно с дороги слышится звук колокольчиков. Через минутку рядом с нами появляются шесть оленей и молодой парень-оленевод.
– Туристы? Вторые на Сюльбане за этот год. Ещё весной группа была. Медведи? Да не, они сейчас вегетарианцы. Вас не тронут.
У самого через плечо ружьё.
– А Вы куда?
– Да, за ветеринарами. Завтра увидимся, когда поедем в обратную сторону.
Оленевод прощается и растворяется в кустах. Вновь звенят колокольчики.
Я доедаю ужин и иду гулять по осерёдку. Периодически поглядываю в бок и назад. Вдруг медведь появится? Места-то рыбные.
Тем временем, у костра сушка. Ребята сушат ботинки, носки, куртки. Я присоединяюсь к ним со своими сапогами.
В начале девятого, засветло, отправляемся спать. Ночные приезд и похождения в поисках МЧС дают о себе знать. Заворачиваюсь в спальный мешок. Из одежды – термобельё и носки. Отрубаюсь в момент, даже не успеваю проанализировать прошедший день.
12 августа 2016 года.
День 1.
Пройденное расстояние: 6,5 км.
Комментарии (0)