отыграло
отыграло
в эфире
далее

Словарь ИСКАТЕЛЯ: Синтезатор

21 августа
908

Без него сейчас не обходится ни один концерт, будь то выступление прославленной рок-банды или школьного оркестра. Несмотря на то, что ценители чистого звука морщат носы при упоминании этого слова, любители музыки уже не представляют без него жизни. Звучание этого инструмента неповторимо и давно уже стало классическим. Без него невозможно представить ни рок, ни поп, ни хаус, ни эйсид-джаз, ни множество других музыкальных направлений. Так когда же вошел в нашу жизнь синтезатор?

За это в первую очередь нужно сказать спасибо Роберту Мугу, который вывел синхронизатор электронной музыки на новый уровень. Однако история легендарного предмета уходит корнями в далёкое прошлое.

История синтезаторов началась в конце позапрошлого века. В 1876 году американский изобретатель Элайша Грей придумал "музыкальный телеграф" с рояльной клавиатурой в две октавы и встроенным динамиком. На самом деле изобретение было призвано доказать неограниченные возможности электричества.

sintezator-1.jpg

Через двадцать лет, в 1897 году другой американский изобретатель, Тадеус Кахилл, создал первый электромузыкальный полифонический инструмент, который считается прообразом современных синтезаторов — "Телармониум". Весило это "чудо" ни много ни мало двести тонн. Да, в комнате такой точно не поставишь!

sintezator-2.jpg

Пока в Америке слушали электронный звук, в России (тогда уже СССР) придумали свой технологический аналог. Отечественный учёный Лев Термен сконструировал терменвокс — синтезатор, который управлялся движением рук в зоне чувствительности специальных антенн. Это устройство очень чувствительно к движениям рук музыканта, и по чувствительности конкуренцию ему способна составить, пожалуй, только скрипка. Что самое поразительное, спустя столько лет этот инструмент опять возвращается в моду! Сегодня многие музыканты используют его при записи своих альбомов.

Однако настоящий бум электронных героев пришелся на начало XX века. В 1935 году Лоуренс Хаммонд представил на выставке в Чикаго первый промышленный клавишный электромузыкальный инструмент — орган Hammond. Он позиционировался как недорогая альтернатива церковным органам, а также как инструмент для домашнего музицирования.

sintezator-3.jpg

Принцип формирования звука основывался на вращающихся с определенной частотой дисках, по одному на ноту. Диски приводились в движение с помощью двигателей, а напротив них находился магнит с обмоткой. Таким образом, скорость вращения и количество выступов на каждом из дисков влияли на высоту генерируемого тона. Революционным было то, что в органе Хаммонда уже использовался принцип добавочного (аддитивного) синтеза — тембр можно было менять за счет добавления к основному тону до восьми дополнительных гармоник (обертонов). Уровень гармоник устанавливался с помощью специальных регистров. Аддитивный синтез используется в большинстве современных синтезаторов. В дальнейшем в разработку были добавлены эффекты и имитация различных акустических инструментов. Самый главный эффект был добавлен в 1955 году - перкуссионный звук с резкой атакой, который и поныне считается неотъемлемым для классического звучания органов Hammond.

sintezator4.jpg

Инструмент появился как нельзя вовремя. Настоящее признание пришло к органам Хаммонда в эпоху рок-музыки: его звук хорошо известен по классическим альбомам ELP, Procol Harum и Deep Purple (музыку последней группы вообще невозможно представить без Hammond и Leslie).

Параллельно с Hammond на рынок выходят синтезаторы Leslie. В 40-х годах Дон Лесли работал в фирме Hammond и предложил заменить эффект тремоло, применяя вращение рупора высокочастотного динамика для получения амплитудно-частотной модуляции. Его предложение тогда не имело успеха в корпорации, и выпускать свое устройство Дону пришлось самостоятельно.

sintezator-5.jpg

Конкуренцию обоим составили также инструменты Гарольда Родеса. Сам Родес – фигура легендарная. Отличный педагог, он основал "всеамериканскую" сеть музыкальных школ, в чем немало преуспел: "метод Родеса" по обучению игре на фортепьяно до сих пор заслуженно востребован. Во время Второй мировой войны он обучал музыке пациентов военных госпиталей. Для таких учеников нужен был особенный миниатюрный инструмент, дешёвый и надёжный. В 1942 он году создал такой: первые экземпляры в условиях военного времени собирались из запчастей отслуживших самолетов. "Пианино ВВС" (Army Air Corps Piano) представляло собой акустический инструмент: "струнами" служили алюминиевые трубы из гидравлической системы самолетов, выпрямленные и разделенные на отрезки соответствующей длины, подобно ксилофону. Клавиатура в две с половиной октавы была сделана из древесины хвойных пород, звук извлекался ударом деревянных молоточков о трубы. Было выпущено несколько тысяч таких устройств.

sintezator6.jpg

После войны Родес решил повторить успех, но с коммерческим расчётом. В новом трёхоктавном инструменте Pre-Piano в качестве генераторов звука использовались камертоны (выпускаемые на фабрике игрушек) диаметром около 1 сантиметра; самый низкий был длиной приблизительно 20 сантиметров. В инструменте были установлены электростатические звукосниматели; он был снабжен усилителем и встроенным 15-сантиметровым громкоговорителем. Эта модель стоила недорого (99 долларов), но спроса на неё не было. Причина – низкое качество звучания и ненадёжность. Через два года предприятие закрылось. Однако через некоторое время компания Wurlitzer, чья продукция известна и сейчас, разработала собственный инструмент на базе изобретения Родеса. После неудачи с Pre-Piano Родес начал работать над клавишным инструментом с 72 клавишами, корпус которого напоминал кабинетный рояль.

sintezator-7.jpg

Слава к Родесу пришла во время рекламного турне по Америке, где его заметил сам Лео Фендера, создатель легендарных гитар и усилителей Fender. В 1959 году Родес и Фендер стали партнёрами. За шесть лет была выпущена только одна модель - Piano Bass (басовое пианино). Сотрудничество оказалось неплодотворным, и Родес ушёл в компанию CBS. В 1965 появилось Rhodes Piano.

Однако по-прежнему такие инструменты можно было назвать электропианино. Настоящий синтезатор, то есть инструмент, позволяющий композитору самостоятельно создавать новые тембры был разработан компанией RCA в 1955 году. Инструмент назывался Mark I, и в рекламных целях на нем было записано несколько пластинок с переложениями классических произведений. В 1959 году появился Mark II, который теоретически мог выпускаться серийно для студий электронной музыки, но его габариты и цена (175 тысяч долларов) помешали успеху. Насколько синтезатор был необычным инструментом в те годы, можно понять, поставив какой-нибудь ранний альбом Фрэнка Синатры, скажем, Swing Easy (1955) – контрабас, тромбоны, трубы, рояль, перкуссии. Никакого синтетического звука и не ожидается.

sintezator-8.jpg

Первый успех к синтезатору пришёл в 1964 году, когда Роберт Муг сконструировал инструмент ценой всего в 7 тысяч при минимальной комплектации. На синтезаторы обратили внимание, но настоящее признание к синтезаторам пришло после выпуска в 1970 году легендарной модели Minimoog, стоимостью 1500 долларов. Minimoog выпускался одиннадцать лет, с 1970 по 1981 год. Этим синтезатором пользовались многие музыканты, настолько разнообразные, что заподозрить их в использовании одного и того же инструмента невозможно: ABBA, Pink Floyd, Kraftwerk, Depeche Mode, Michael Jackson, Rainbow, The Prodigy, Nine Inch Nails и так далее. Minimoog отличается своеобразным, специфическим и уникальным звучанием, что делает его актуальным и сейчас.

По конструкции синтезатор достаточно прост – состоит из трёх аналоговых осцилляторов (VCO), микшера, генератора шума, VCA и резонансных фильтров, колесиков управления высотой тона и модуляцией, клавиатуры на 44 клавиши. Для компьютера выпущено большое количество эмуляций инструмента. Лучшая – полноценная эмуляция Moog Modular V от компании Arturia. Сам Роберт А. Муг назвал ее великолепной.

sintezator-9.jpg

С тех пор синтезатор пользуется заслуженной любовью любителей музыки всех мастей. Слушайте настоящие шедевры на Радио ИСКАТЕЛЬ!

Читайте также:

Возвращение винила: Sony вновь выпускает пластинки!

Людовико Эйнауди: Музыка во льдах

Открытие учёных: Музыка нас связала

Без него сейчас не обходится ни один концерт, будь то выступление прославленной рок-банды или школьного оркестра. Несмотря на то, что ценители чистого звука морщат носы при упоминании этого слова, любители музыки уже не представляют без него жизни. Звучание этого инструмента неповторимо и давно уже стало классическим. Без него невозможно представить ни рок, ни поп, ни хаус, ни эйсид-джаз, ни множество других музыкальных направлений. Так когда же вошел в нашу жизнь синтезатор?
комментарии